Костанайский социально-технический университет
logo

ПР. КОБЫЛАНДЫ БАТЫРА, 27
8 (7142) 55-42-64
8 (777) 441-45-68
pkkstu@mail.ru

подать заявку на обучение подать заявку на проживание в общежитие
Инстаграм whatsapp

Теория и практика, учебное занятие и предметная экскурсия – что нового мы узнали по дисциплине «Теоретическое источниковедение»?

Знакомство с работой государственного архива ведет ст. архивариус Карпухина А.А. Работа с историческими источниками в условиях государственного архива.

В рамках программы дисциплины «Теоретическое источниковедение» (преподаватель Зекрист Р.И.) в круге научно-исторических дисциплин, изучающих источники и прошлое, наша группа приняла участие в экскурсии в ГУ «Государственный архив Костанайской области». Архив расположен в типовом здании и находится на ул. Майлина 2/6. Два нижних этажа отведены под текущую работу сотрудников, остальные этажи выше – хранилище. По области имеется 20 филиалов. Основная функция – хранение, систематизация и учет документации, оказание государственной услуги по выдаче архивных справок, исполнение запросов со стороны социально-правовых институтов и организаций. Нашим гидом по архиву была Карпухина Анна Александровна, архивист высшей категории.

Как мы узнали, обращения граждан и организаций могут разного рода. Например, выход на пенсию или Совет ветеранов, к 9-му Мая чаще всего, обращается за информацией, – косвенно архив может подтвердить ее часть, но не всегда, ведь, к примеру, существуют засекреченные документы, как правило, направление в Подольский архив, который имеет информационную базу по всем странам СНГ. В архив приходят студенты с целью расширения материалов для курсовых и дипломных работ научных исследований. Кого-то интересуют информация по базам данных на раскулаченных, подвергшихся гонениям, переселенцам и т.д.

К примеру, неполнота информационной базы может быть связана с тематикой обращений. К примеру, необходим материал по истории города Лисаковска, областной архив может предоставить до 20% информации, ясно, что Лисаковский архив является основным хранилищем подобной информации.

Процедура архивной работы включает в себя следующие позиции:
1. принять информацию на хранение;
2. составить опись, предисловие. Для этого чистые листы прошиваются в дело, количество листов определяется индивидуально, в зависимости от качества и количества входящего материала – листов может быть, к примеру, от 2 до 600;
3. скомплектовать материал в окончательном виде и сдать его в хранилище, где работают специалисты.

В государственном областном архиве есть разные отделы: информационных технологий и документационного обеспечения; государственного учета и обеспечения сохранности документов; по оказанию государственных услуг; усовершенствования научно-справочного аппарата; использования и публикации документов и др.

Например, отдел научно-технической документации занимается, в том числе, составлением различного рода справочников, которые облегчают работу по поиску достоверной информации, ее классификации и структурирования в едином издании. Так, за последнее время были выпущены такие уникальные справочники, как: Территориальный справочник по Костанайской области, Справочник по истории колхозов, совхозов и хозяйств Кустанайской области (1926-1997), «Горожане 20-30-х годов», серия знаменитых женщин Целины, справочник по истории казахского и русского театров, к 70-летию Костанайской области, к 135-летию города Костаная, 60-летию Целины, юбилею ССГПО, справочник о молодежном движении региона и другие.

С точки зрения изучаемой нами дисциплины «Теоретическое источниковедение», мы обратили внимание на то, как работают с историческими источниками в государственном архиве. Согласно разработанной Болтиным И.Н процедуры источниковедческой критики, определение подлинности текста, понимания его смысла, установления авторства и обстоятельства его возникновения, а именно – сличения, толкования, проверка достоверности, – работники архива каждую фразу подтверждают документально, и делается ссылка, также кодируют (аббревиатура, сокращения и т.д.), хранят и передают информацию различными способам – вещественно, письменно, изобразительно и с помощью звука.

Важным, на наш взгляд, явилось понимание того, что текст передает прошлое неполно, в основных его информационных узлах и связях. То есть до историков в основном доходят сведения о социальных институтах, входивших в сеть информационного обмена, его участники – «группы, институты и учреждения правящего класса и государства» (из учебника). Так, в областном архиве 5000 фондов, хранящих историю с 1850 года по 2012 год, то есть должно пройти 5 лет, и затем документы с организаций, государственных, прежде всего, а также негосударственных, попадут в архив. Наиболее ранние, старые записи велись на русском языке, на казахском языке – позднее. Более того, только в государственном архиве можно почерпнуть сведения о жизни простого народа! А ведь в тяжелые 20-30-е гг., когда существовала острая нехватка бумаги, записи на уровне повседневной жизни делались на любых подручных источниках – фантиках, кусках обоев, карамельной оберточной бумаге, школьной ученической тетради и т.д. Любопытно отметить, что «детского» фонда исторических источников в архиве не существует…

Для развития исторического сознания государственный архив проводит конкурсы – «Юный архивист», «Лучший архивист», чествование ветеранов архивных организаций. Также любопытным фактом для нас явилось знание о том, что для поддержания оптимальной температуры для архивных документов на бумажной основе необходимо поддерживать режим 17-190С при относительной влажности воздуха 50-55%.

Подводя итог нашему знакомству с деятельностью государственного архива, хотелось бы отметить, что архивисты, с точки зрения изучаемой нами дисциплины «Теоретическое источниковедение», занимаются не только хранением информации, но и поиском и выявлением новых источников, определением достоверности сведений документов, использованием разных методов извлечения из источников достоверной информации. А это и есть основные задачи «Теоретического источниковедения»! Мы увидели практическое применение навыков и умений, получаемых при изучении данной дисциплины.

И, конечно, выражаем свою благодарность за новые знания в области источниковедения, приобретенные нами при посещении архива, Карпухиной Анне Александровне, архивисту высшей категории и коллективу ГУ «Государственный архив Костанайской области». 


Маслий Юлия
Митюшкина Алена
Нысамбаева Замзагуль
студенты специальности «История», 4 курс