5В011000 – Физика
Сфера профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности выпускников по специальности 5В011000 – Физика выступают:
— образование и развитие детей и учащейся молодежи в общеобразовательных организациях образования, образовательных учреждениях и центрах;
— наука;
— организации, учреждения и предприятия, связанные с использованием физических методов исследования.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В011000-Физика являются:
— образовательные учреждения государственного и негосударственного финансирования, дошкольные организации образования, школы, лицеи, гимназии, колледжи, учебные заведения технического и профессионального образования;
— организации науки: научные, научно-исследовательские центры в области физики, педагогики, психологии и методики обучения;
— организации управления: государственные органы управления, департаменты образования;
— организации различных форм собственности, использующие физические методы исследования в своей работе.
Предметы профессиональной деятельности
Предметом профессиональной деятельности выпускника по специальности Физика являются:
— образовательный процесс в единстве его ценностно-целевых ориентиров, содержания, методов, форм и результатов;
— научно-исследовательская, инновационная, информационно-аналитическая деятельность в области физики, педагогики, психологии и методики обучения.
— технологический процесс проектирования, внедрения физических методов исследования.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности Физика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
— социально-педагогическая – создание благоприятных условий и оказание гуманитарно-педагогической поддержки для полноценной жизнедеятельности, воспитания и развития учащихся;
— образовательная – обучение и развитие учащихся, организация процесса обучения и воспитания, проектирование и управление педагогическим процессом, диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности;
— научно-исследовательская – организация и проведение научных исследований в области физики, педагогики, психологии и методики обучения;
— организационно-методическая – изучение, обобщение и распространение опыта инновационного обучения;
— производственно-технологическая – управление и организация технологического процесса на основе физических методов исследования.
Функции профессиональной деятельности
Бакалавр по специальности Физика должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей:
— осуществление педагогической и воспитательной деятельности, в том числе с использованием современных педагогических и информационных технологий;
— проведение научных исследований в выбранном направлении и в смежных отраслях;
— участие на всех этапах проектирования, внедрения и сопровождения результатов научных исследований;
— эффективное использование на научной основе информационно-коммуникационных технологий для организации собственного труда и самостоятельного обучения.
Типовые задачи профессиональной деятельности
Бакалавр по специальности Физика в зависимости от выбора профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
— учебно-воспитательная деятельность: проектирование и управление образовательным процессом учащихся, выполнение мотивационной, диагностической, коррекционной, коммуникативной, методической работы в условиях использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
— научно-исследовательская деятельность: участие в научно-исследовательских работах в области физики, педагогики, психологии и методики обучения; проведение экспериментальных исследований и обработка результатов;
— производственно-технологическая деятельность: участие в организации технологического процесса производства и обработки информационных ресурсов с использованием информационно-коммуникационных средств и технологий.
Содержание профессиональной деятельности
В сфере образования: качественная организация и управление образовательным процессом и ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации, применение различных технологий обучения и воспитания, главной целью которых является приобщение талантливых и способных ребят к творческой деятельности, создание благоприятных условий для самообразования и профессиональной ориентации учащихся.
В других сферах: исследование, расчет, проектирование, обеспечение высокой надежности и эффективной эксплуатации, используемых в конкретных процессах установок, систем, агрегатов; математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам и поиск новых.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности Физика:
Ключевые компетенции выпускника по уровням образования. Для решения профессиональных задач бакалавр физики-
учитель 5 – 10 классов должен
знать:
— методологические основы и категории педагогики; психологические возможности и потребности учащихся 5-10 классов, типологические и индивидуальные их особенности; теоретические основы преподаваемого предмета, его структуру и содержание в системе предпрофильного обучения; место и роль каждого участника педагогического процесса (учителя, ученика, родителя);
— ценности и нормы, основанные на идеалах добра, справедливости, чести, долга, любви к детям и к своей профессии;
— теоретические основы организации педагогической деятельности в поликультурном обществе; различие культур, религий, национальных особенностей;
— методику преподавания физики воспитательной работы,
— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов физики и подсобных помещений;
— средства обучения и их дидактические возможности
уметь:
— планировать и организовывать свое самообразование; самостоятельно учиться; осознавать свой индивидуальный стиль учения, мышления и научения;
— вырабатывать потребность и способность к самообразованию и саморазвитию; оценивать достигнутый уровень самообразования и саморазвития;
— применять информационные и телекоммуникационные технологии в педагогической деятельности на уровне квалифицированного пользователя (составлять аннотации, письма);
— владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в Интернете, пользоваться электронной почтой);
— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения «e-learning»
— использовать здоровьесберегающие технологии в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;
— критически анализировать опыт учителей, педагогическую литературу и нормативную документацию;
— применять инновационные методы и технологии в преподавании физики;
обладать навыками:
— самостоятельно разрабатывать методику преподавания физики;
— использовать в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современного,
— формы и методы активного обучения физике;
— проектировать и апробировать свои инновации; анализировать и ---оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;
— взаимодействовать с людьми в поликультурной среде;
— саморегуляции и рефлексии; критического и творческого мышления; осознания, формулирования и решения педагогических проблем;
— передачи общекультурных ценностей, норм и традиций;
— персонификации себя как личности.
Учитель 11 – 12 классов должен
знать:
— методологию философского осмысления окружающего мира и образования как целостной системы;
— основы этнопедагогики;
— теоретические основы физической науки: объект, предмет, место и связь конкретной науки с наукой в целом, категориальный строй научных знаний, методологию и логику научно-педагогического исследования;
— теоретические основы и методы физики в условиях профильного обучения;
— структуру и содержание конкретной учебной дисциплины в логике восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
— возрастные анатомо-физиологические и социально-психологические особенности учащихся 11 – 12 классов;
— методологию и методику планирования и осуществления научно-исследовательской работы, в том числе в сфере обучения физике;
— теорию и методику планирования и организации коммуникационного процесса, в том числе с использованием иностранного языка;
уметь:
— выстраивать эффективные коммуникации (без существенной потери смысла передаваемой информации); строить межличностное общение, организовывать диалог на иностранном языке в объеме, позволяющем свободно общаться с носителями данного языка; соблюдать правила культуры речи в публичных выступлениях;
— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения «e-learning»
— применять информационные и телекоммуникационные технологии в своей педагогической деятельности (построение компьютерных обучающих программ и использование их в профессиональной деятельности, владение основами дистанционных технологий обучения, методами компьютерного тестирования знаний);
обладать навыками:
— использовать методы и приемы развития творческого мышления в педагогической деятельности; позитивно воспринимать новшества и изменения;
— разрабатывать альтернативы педагогической деятельности и принимать решения; разрешать конфликты
— формировать у обучающихся навыки анализа проблем и принятия решений;
— осознавать, формулировать и разрешать сложные, противоречивые проблемы;
— осуществлять рефлексию педагогической деятельности; анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности; контролировать, анализировать и корректировать свое поведение как педагога; осуществлять самоконтроль в процессе социального взаимодействия;
— разрабатывать научный аппарат исследования; применять различные методы психолого-педагогических исследований;
— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу по физике;
— обрабатывать и оценивать результаты научно-исследовательской работы; обобщать и делать выводы по результатам научно-исследовательской работы; распознавать суть педагогических явлений,
— реализации психологических, педагогических, предметных и методических знаний и прикладных умений в конкретной ситуации;
— организации педагогического сотрудничества (учитель - ученик, учитель – учитель, учитель - родитель) в условиях профильного обучения;
— решения профессионально- педагогических и личностных проблем в условиях неопределенности;
— организации инновационной деятельности в сфере преподавания физике;
— осуществления рефлексии, самоконтроля и коррекции процесса и результата педагогической деятельности.
Основные общенациональные цели образования и иерархия целей
Подготовка бакалавра по специальности 5В011000 – Физика строится на национальной модели образования, ориентированной на результат, и предполагающей подготовку специалиста новой формации, владеющего поликультурностью, коммуникативностью, способного творчески и высокопрофессионально решать на современном научно-практическом уровне социально значимые задачи в педагогической сфере деятельности.
(Примечание: выписка из ГОСО 6.08.066-2010)