Положение о кадровом резерве


1.Область применения
1.1. Настоящее положение определяет цели создания кадрового резерва, его структуру и порядок формирования¸ систему работы с персоналом, включенным в кадровый резерв «Костанайского социально-технического университета им. академика З.Алдамжар» (далее-КСТУ).
1.2. Настоящее положение обязательно для применения во всех структурных подразделениях вуза.
2.Нормативные ссылки
В настоящем Положении использованы следующие нормативные документы:
2.1. Трудового Кодекса Республики Казахстан 2015 года, по состоянию на 07.07.2020г.;
2.2. Гражданского кодекса Республики Казахстан 1999 года, по состоянию на 03.07.2020г.;
2.3. Закона Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. по состоянию на 07.07.2020 г.;
2.4. Приказа МОН РК от 30.10.2018 года №595 «Об утверждении типовых правил деятельности организации образования соответствующих типов» (Приложение №5 «Типовые правила деятельности организации образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования»). (с изменениями и дополнениями приказом МОН РК № 207 от 18.05.20г. и № 414 от 25.09.20г );
2.5. Приказ МОН РК от 17.06.2015 г. № 391 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечне документов, подтверждающих соответствие им» в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2020 № 231;
2.6. Программа развития Костанайского социально-технического университета имени академика З.Алдамжар на 2019-2022 год. (Утверждена решением Ученого совета от 28 июня 2019 года. Протокол № 11);
2.7. Устава КСТУ, а также иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов.);
2.8. Кадровая политика (Утверждена решением Ученого совета от 02 декабря 2020 года. Протокол № 4а);
3. Сокращения и термины
В Положении применяются следующие термины и сокращения:
Кадровый резерв - это группа сотрудников вуза, обладающих способностью к научно-педагогической и управленческой деятельности, прошедших предварительный отбор и систематическую целевую квалификационную подготовку с целью замещения вакантных должностей и выдвижения на должности ППС, административно-управленческого и научного персонала Университета.
КСТУ – «Костанайский социально-технический университет им. академика З.Алдамжар»;
ППС – профессорско-преподавательский состав;
АУП - административно-управленческий персонал;
НР – научные работники.
4. Общие положения
4.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и функционирования кадрового резерва Университета.
4.2. Организацию работ с кадровым резервом осуществляет Кадровая комиссия, персональный состав которой утверждается приказом ректора. Периодичность заседаний не реже двух раз в год.
В комиссию входят проректоры, деканы, заведующие кафедрами, руководители структурных подразделений административно-управленческого аппарата КСТУ. Руководит кадровой комиссией начальник отдела по работе с персоналом.
4.3.Члены кадровой комиссии обеспечивают:
- подбор и формирование базы данных сотрудников вуза, которые могут быть рекомендованы к занятию вакантных должностей ППС, АУП и научных работников;
- разработку системы мер для стимулирования повышения квалификации сотрудников КСТУ;
- разработку рекомендаций по процедуре конкурсного отбора на должности ППС, АУП и НР Университета;
- формирование плана повышения квалификации участников кадрового резерва КСТУ на текущий год и контроль за его реализацией;
- разработка и утверждение индивидуальной программы обучения лиц, включенных в кадровый резерв;
- подготовка и корректировка индивидуальных планов участников кадрового резерва и контроль за выполнением плановых мероприятий;
- подготовка документов по каждому потенциальному участнику, необходимых для работы Кадровой комиссии;
- информирование ректора Университета о состоянии кадрового резерва, планах и результатах деятельности Кадровой комиссии Университета.
4.4.Для обеспечения системной и целенаправленной работы с кадровым резервом, ежегодно в январе месяце формируется план работы с кадровым резервом на текущий год, который утверждается ректора.
4.5. Ежегодно в бюджете Университета в соответствии с Программой развитии КСТУ предусматривается финансирование деятельности кадрового резерва по следующим направлениям:
- организация повышения квалификации и стажировки работников, включенных в кадровый резерв;
- участие работников, включенных в кадровый резерв в конференциях, в том числе в международных.
4.6. При появлении вакансий из перечня ключевых должностей в первую очередь рассматриваются кандидаты из кадрового резерва.
4.7. Контроль деятельности кадровой комиссии, а также оценку эффективности формирования и подготовки кадрового резерва осуществляет Ректор Университета.
5. Цели, принципы и этапы формирования кадрового резерва
Перечень ключевых должностей приведен в приложении 1.
5.1. Целью формирования кадрового резерва КСТУ является:
- совершенствование кадровой политики Университета;
- оперативное замещение ключевых должностей за счет внутренних ресурсов университета;
- формирование состава высококвалифицированных управленческих кадров, способных эффективно решать задачи, стоящие перед вузом;
- пополнение профессорско-преподавательского состава КСТУ молодыми преподавателями и научными сотрудниками;
- профессиональный рост и академическое развитие молодых преподавателей и научных работников;
- замещение вакантных административно-управленческих должностей;
- стимулирование активного профессионального роста работников КСТУ и повышения мотивации работников к профессиональному и карьерному росту;
- укрепление корпоративной культуры Университета;
- индивидуальное планирование академической карьеры молодыми преподавателями и научными работниками;
- привлечение наиболее успешных выпускников вуза к дальнейшей работе в Университете.
5.2. Формирование кадрового резерва осуществляется на основе следующих принципов:
- объективность оценки деловых качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов в кадровый резерв;
- профессионализм и компетентность сотрудников, включенных в кадровый резерв Университета, выполнение ими обязательств перед вузом;
- создание условий для профессионального роста сотрудников, включенных в кадровый резерв;
- равный доступ и добровольность участия в конкурсе для включения в кадровый резерв;
- открытость в работе с кадровым резервом;
-перспективность кандидата (ориентация на профессиональный рост, образование, возраст, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом);
- добровольности включения и нахождения в составе кадрового резерва;
- гласности информации в организации работы с кадровым резервом.
5.3. Основными этапами по формированию кадрового резерва являются:
- анализ потребности в кадровом резерве, отбор в кадровый резерв (поиск и оценка кандидатов);
- оценка готовности кандидатов, планирование дальнейшей работы с кадровым резервом.
6. Формирование кадрового резерва
6.1.Кадровый резерв формируется ежегодно на основе результатов соответствующих отборочных мероприятий, проводимых в Университете, с учетом прогноза текущей и перспективной потребности в персонале.
6.2. Формируются следующие группы кадрового резерва:
- оперативный кадровый резерв- кандидаты, готовые к назначению в настоящее время для временного замещения существующей ключевой должности (формируется по представлению руководителей структурных подразделений) /или это сотрудники, которые уже замещают вышестоящих руководителей и готовы без какого-либо дополнительного обучения занять вышестоящие должности;
- перспективный кадровый резерв - кандидаты, имеющие высокий потенциал, но нуждающиеся в дополнительном обучении, которые могут занимать вакантные ключевые должности в долгосрочной перспективе;
- внешний кадровый резерв формируется на вакантные позиции университета с привлечением кандидатов со стороны. Внешний кадровый резерв формируется в случае, если в университете имеет место высокая текучесть кадров.
6.3. Требования к кандидату для включения в перспективный кадровый резерв формируются на основе модели компетенций руководителя (приложение 2). Общими для всех кандидатов для включения в перспективный кадровый резерв являются следующие требования:
-высшее профессиональное /или послевузовское образование;
-стаж работы в Университете не менее двух лет;
- владение информационно-коммуникационными технологиями;
- положительные результаты работы в занимаемой должности;
- опыт участия в разработке, принятии, реализации управленческих решений;
- знание и принятие миссии, стратегии, политики Университета;
6.4. Основанием для выдвижения кандидатов в перспективный кадровый резерв является:
- рекомендации ректора, проректоров;
- рекомендации руководителей структурных подразделений;
- рекомендации аттестационных комиссий;
- самовыдвижение в кандидаты.
6.5.Представление (при самовыдвижении - заявление кандидата) на включение в перспективный кадровый резерв оформляется в соответствии с установленной формой и передается в Кадровую комиссию.
6.6. Кадровая комиссия совместно с отделом по работе с персоналом доводят информацию о работе по формированию резерва управленческих кадров, формы заявления и анкеты для кандидатов в резерв управленческих кадров. Отдел кадров направляет руководителям структурных подразделений по корпоративной электронной почте Университета информационное письмо о необходимости предоставления списков кандидатов в резерв.
6.7. Кандидаты для включения в кадровый резерв в течение двух недель со дня выхода объявления представляют в отдел кадров следующие документы:
- личное заявление или представление руководителя (приложения 3, 4);
- цветную фотографию 3х4 (2 шт.);
- собственноручно заполненную и подписанную анкету (Приложение 5);
- рекомендацию (и) в письменной форме;
- иные документы, представленные по желанию соискателя.
6.8. Кадровая комиссия организует работу по проведению оценочных мероприятий, которые могут включать следующие инструменты оценки: структурированное интервью, тест, опрос, анкетирование и т.д.
6.9. Кадровая комиссия изучает материалы, характеризующие кандидата, разрабатывает состав и содержание оценочных мероприятий
6.10. Кадровая комиссия совместно с отделом кадров на основании представлений (заявлений) формирует список кандидатов на включение в кадровый резерв.
6.11. Состав кадрового резерва утверждается приказом ректора.
6.12. Отказ кандидата от участия в оценочных мероприятиях является основанием для отклонения его кандидатуры при формировании кадрового резерва.
7. Подготовка перспективного кадрового резерва
7.1. Основной задачей подготовки резерва управленческих кадров является совершенствование у лиц, включенных в резерв управленческих кадров, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для замещения руководящих должностей в Университете.
7.2. Работа с кадровым резервом включает в себя:
- выявление личностных и деловых качеств, необходимых для замещения руководящих должностей;
- формирование и утверждение Программы по подготовке резерва управленческих кадров Университета;
- разработку индивидуальных планов подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров;
- координацию профессионального обучения и повышения квалификации лиц, состоящих в резерве кадров;
- планирование служебно-профессионального продвижения лиц, подходящих для занятия должности более высокого уровня.
7.3.Для реализации индивидуального подхода в подготовке лица, включенные в кадровый резерв, составляют личный план подготовки (приложение 6).
Личный план подготовки включает в себя конкретные мероприятия по приобретению и закреплению необходимых для будущей работы знаний, умений и навыков. Ответственность за реализацию личного плана подготовки несет лицо, состоящее в кадровом резерве.
7.4. Руководитель структурного подразделения, где работает, или обучается резервист, несет ответственность за создание необходимых условий для выполнения резервистом личного плана подготовки.
7.6.Обучение проводится курсами по повышении квалификации и переподготовки кадров.
7.7.Для формирования организационных и управленческих навыков у работника, включенного в кадровый резерв, руководитель структурного подразделения может привлекать его для выполнения конкретной управленческой работы, в том числе возлагать на него обязанности на время своего отсутствия.
7.8.Затраты на реализацию проекта «Кадровый резерв» рассматриваются ежегодно бюджетной комиссией при формировании бюджета Университета.
8. Контроль работы с перспективным кадровым резервом
8.1. В целях обеспечения контроля, учета и эффективного использования кадрового резерва отдел по работе с персоналом составляет и ведет реестр лиц, включенных в перспективный кадровый резерв.
8.2. Работники, состоящие в перспективном кадровом резерве, исключаются из него в случаях:
- личного заявления об исключении из состава резерва;
- возникновения или установления обстоятельств, препятствующих продолжению нахождения в составе резерва и назначению на руководящую должность;
- привлечения к дисциплинарной ответственности;
- увольнения;
- систематического невыполнения мероприятий, предусмотренных 8.3.Решение об исключении лица из состава перспективного кадрового резерва оформляется приказом ректора.
9. Оценка готовности кандидата для включения в перспективный кадровый резерв
9.1. Кадровая комиссия при участии руководителя подразделения оценивает готовности работника, включенного в перспективный кадровый резерв. Порядок проведения оценки готовности работников на планируемую должность и содержание оценочных мероприятий рассматривается Кадровой комиссией и утверждаются ректором.
9.2. По результатам оценочных мероприятий Кадровая комиссия определяет степень готовности работника, включенного в кадровый резерв, и принимает одно из следующих решений:
- работник готов к назначению на планируемую должность;
- работник не готов к назначению на планируемую должность и его следует вывести из состава перспективного кадрового резерва;
- работник не готов к назначению на планируемую должность и следует продолжить его подготовку.
Приложение 1.
Перечень ключевых должностей для формирования перспективного кадрового резерва
1. Проректора;
2. Начальник департамента по финансовым вопросам;
3. Главный бухгалтер;
4. Деканы факультета;
5. Заведующие кафедрами;
6. Руководители структурных подразделений (руководители отделов, руководители структурных подразделений, начальники центров, заведующие секторами)
Приложение 2.
МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
Кластеры |
Компетенции |
Определения |
|
1. |
Деловые компетенции |
1.1 Профессионализм |
Знает тенденции и закономерности развития образовательных услуг и рынка труда в профессиональной отрасли, осведомлен о действиях конкурентов |
|
|
|
Успешно применяет профессиональные знания и опыт для решения научнообразовательных и производственных задач, владеет современными технологиями, в том числе информационными, применяет инновационные методы |
|
|
1.2. Ориентация на результат и повышение его качества |
Эффективно планирует работу и распределяет ресурсы, устанавливает соответствующие задачи, способы и сроки ее решения, способствующие достижению результата |
|
|
|
Устанавливает необходимые формы и способы контроля над процессами, людьми и задачами. Инициирует работу по поддержанию контроля |
|
|
|
Достигает поставленной цели, невзирая на трудности, понимает связь своих действий с достижением целей |
|
|
|
Имеет высокие внутренние стандарты качества работы; ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели; стремится совершенствоваться, повышать свою результативность и эффективность |
|
|
|
результативность и эффективность Устанавливает стандарты качества для себя и других. Следит за производительностью и обеспечением соответствия своей деятельности и деятельности подчиненных стандартам качества |
|
|
1.3. Умение делегировать |
Распределяет ответственность и полномочия за принятие решений соответствующими подчиненными, обеспечивая необходимую степень мотивации и поддержки для их реализации |
|
|
1.4. Установление связей (нацеленность на потребителя образовательных услуг) |
Понимает и учитывает потребности каждого потребителя образовательных услуг, следует договоренностям, несет ответственность за взятые перед ним обязательства. Предупреждает потребности потребителя образовательных услуг |
|
|
1.5.Принятие решений и решение проблем |
Выстраивает долговременные партнерские отношения с коллегами, потребителями образовательных услуг. Эффективно обобщает, структурирует и анализирует необходимую информацию для обоснованного решения проблемы. Принимает рациональные решения и несет за них персональную ответственность |
|
|
|
Предупреждает и своевременно решает проблемы, определяет пути их решения, выступает посредником в разрешении конфликтов |
2. |
Лидерские компетенции |
2.1. Управление командой |
Привлекает в команду единомышленников, формирует командный дух, позитивное отношение к работе в команде |
|
|
|
Учитывает различные точки зрения подчиненных, коллег и руководителей при принятии решений |
|
|
|
Применяет различные стили и подходы к управлению, изменяет собственное поведение в зависимости от ситуации для достижения целей |
|
|
2.2. Перспективное решение |
Имеет видение будущего, формирует концепцию развития, ориентируясь на изменения во внешней и внутренней среде, предупреждает потребности |
|
|
|
Инициирует предложения по развитию и улучшению деятельности, в том числе выходящие за рамки прямых обязанностей |
|
|
2.3 Инновационность (креативность) |
Предлагает новаторские решения поставленных задач, применяет новые, оригинальные подходы, усовершенствованные методы, готов оспаривать традиционную точку зрения |
|
|
|
Разрабатывает и внедряет новые и усовершенствованные методы, алгоритмы и технологии для повышения эффективности деятельности |
3. |
Личностные (индивидуальные) компетенции |
3.1 Эмоциональный самоконтроль |
Контролирует свое поведение, избегает эмоциональных вспышек и умеет видеть позитивные стороны в отрицательных явлениях Конструктивно относится к критике |
|
|
|
Уверенно чувствует себя при взаимодействии с другими людьми |
|
|
3.2 Ориентация на развитие |
Стремится к самосовершенствованию, саморазвитию, постоянно повышает свою квалификацию, профессиональные знания и навыки |
|
|
|
Формирует среду для развития подчиненных, создает условия, располагающие к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности |
|
|
3.3 Способность к рефлексии |
Умеет критически оценивать себя и делает практические выводы для своей деятельности |
|
|
3.4. Межличностное понимание и уважение |
Понимает людей и обстоятельства, а также свое воздействие на них. Умеет видеть события и проблемы с позиции окружающих. |
|
|
|
Стремится быть полноценным членом команды, вносить вклад в работу, которая не обязательно интересна лично ему; выражает готовность помочь коллегам |
|
|
|
Выстраивает продуктивное взаимодействие и корректные отношения с подчиненными, коллегами, потребителями образовательных услуг.
|
Приложение 3.
Ректору КСТУ от_________________________________
__________________________________
(должность)
_________________________________
(основное место работы)________________________________
____________________________________
(ФИО.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу рассмотреть мою кандидатуру для включения в перспективный (оперативный) кадровый резерв на должность _________________________________________________________ (наименование должности)
Приложение 4.
Ректору КСТУ от _______________________
____________________________________
(должность)
____________________________________
____________________________________
(основное место работы)
____________________________________
(ФИО.)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
__________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
(должность, наименование структурного подразделения, ученая степень, ученое звание)
представляется к включению в перспективный (оперативный) кадровый резерв на должность __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
(наименование должности)
Основания к представлению
(оценка профессиональной деятельности, деловых и моральных качеств кандидата, рекомендуемого для включения в кадровый резерв) _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________ ______________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)
_________________________
(дата подписания)
СОГЛАСОВАНО:
______________________________________ ________________________________
(должность работника, включаемого (подпись) (расшифровка подписи) в кадровый резерв)
Приложение 5.
АНКЕТА РЕЗЕРВИСТА
ФИО, дата рождения |
«__» _________________г. |
фото
|
Занимаемая должность |
|
|
Структурное подразделение |
|
|
Ученое звание |
|
|
Ученая степень |
|
|
Е-mail |
|
|
Телефоны |
|
|
Адрес |
|
|
Образование (ВУЗ, год окончания, специальность) |
|
|
Повышение квалификации (место, дата, тема, продолжительность) |
|
|
Переподготовка (место, дата, специальность, продолжительность) |
|
|
Научные труды, изобретения, участие в проектах (перечислить научные труды и изобретения, указать участие или руководство конкретными проектами) |
|
|
Знание иностранных языков (язык, уровень владения) |
|
|
Владение информационным.технологиями(перечислить навыки и уровень владения) |
|
|
Работа но окончании ВУЗа (дата, должность и наименование организации) |
|
|
Поощрения и награды |
|
|
Претендует на должность |
|
|
Рекомендации (кто рекомендует, должность и контактный телефон) |
Необходимо приложить в письменном виде |
Отзыв о деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________
(должность рекомендующего)
________________ ______________ _____________________
(дата подписания) (подпись) (расшифровка подписи)
Решение ректора: __________________________________________________________________________________ (включить в состав резерва, отказать о включении в резерв)
____________________________
(дата и номер приказа)
Приложение 6.
Личный план подготовки работника,
включенного в кадровый резервна 20____ /20____гг.
Ф.И.О.работника |
|
Должность, подразделение |
|
1. Карьерные ожидания
|
Ожидания сотрудника (до 12 мес.) |
Ожидания сотрудника (3-5 лет) |
Комментарий руководителя |
Изменение сферы ответственности (уровня должности) |
|
|
|
2. План мероприятий но развитию в текущей должности на 20___ г.
Компетенции, требующие развития |
Мероприятия по развитию |
Сроки |
Контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________ _______________ __________________________
(должность работника, включенного(подпись) (расшифровка подписи)
в кадровый резерв)
СОГЛАСОВАНО:
_______________________________ ________________ _________________________ (должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)
Заключение по результатам выполнения общего плана подготовки за _______ год: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Решение ректора: ____________________________________________________________________________ _____________ ____________ _________________________ (дата)(подпись) (расшифровка подписи)
ВНЕСЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО:
Первый проректор _________________________________________________________
Проректор по УМР__________________________________________________________
Проректор по воспит.работе и связям с обществ.________________________________
Начальник отдела по раб.с персон. ____________________________________________
Юрист _____________________________________________________________________
№ п/п |
Должность |
Ф. И.О. |
Дата |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|