Костанайский социально-технический университет
logo

ПР. КОБЫЛАНДЫ БАТЫРА, 27
8 (7142) 55-42-64;
pkkstu@mail.ru
Центр 55-49-77
ЦОС Обслуживания 8-777-407-49-79
Студентов 8-707-531-46-73


подать заявку на обучение подать заявку на проживание в общежитие Виртуальная приемная комиссия
Инстаграм FaceBook whatsapp telegram

Положение о кадровом резерве


1.Область применения

1.1. Настоящее положение определяет цели создания кадрового резерва, его структуру и порядок формирования¸ систему работы с персоналом, включенным в кадровый резерв «Костанайского социально-технического университета им. академика З.Алдамжар» (далее-КСТУ).

1.2. Настоящее положение обязательно для применения во всех структурных подразделениях вуза. 

 

2.Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы следующие нормативные документы:

2.1. Трудового Кодекса Республики Казахстан 2015 года, по состоянию на 07.07.2020г.;

2.2. Гражданского кодекса Республики Казахстан 1999 года, по состоянию на 03.07.2020г.;

2.3. Закона Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. по состоянию на 07.07.2020 г.;

2.4. Приказа МОН РК от 30.10.2018 года №595 «Об утверждении типовых правил деятельности организации образования соответствующих типов» (Приложение №5 «Типовые правила деятельности организации образования, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования»). (с изменениями и дополнениями приказом МОН РК № 207 от 18.05.20г. и № 414 от 25.09.20г );

2.5. Приказ МОН РК от 17.06.2015 г. № 391 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечне документов, подтверждающих соответствие им» в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.06.2020 №  231;

2.6. Программа развития Костанайского социально-технического университета имени академика З.Алдамжар на 2019-2022 год. (Утверждена решением Ученого совета от 28 июня  2019 года. Протокол № 11);

2.7. Устава КСТУ, а также иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность вузов.);

2.8. Кадровая политика (Утверждена решением Ученого совета от 02 декабря 2020 года. Протокол № 4а);

 

 

3. Сокращения и термины

В Положении применяются следующие термины и сокращения:

Кадровый резерв - это группа сотрудников вуза, обладающих способностью к научно-педагогической и управленческой деятельности, прошедших предварительный отбор и систематическую целевую квалификационную подготовку с целью замещения вакантных должностей и выдвижения на должности ППС, административно-управленческого и научного персонала Университета.

КСТУ – «Костанайский социально-технический университет им. академика З.Алдамжар»;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

АУП - административно-управленческий персонал;

НР – научные работники.

 

4. Общие положения

4.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и функционирования кадрового резерва Университета.

4.2. Организацию работ с кадровым резервом осуществляет Кадровая комиссия, персональный состав которой утверждается приказом ректора. Периодичность заседаний не реже двух раз в год.

В комиссию входят проректоры, деканы, заведующие кафедрами, руководители структурных подразделений административно-управленческого аппарата КСТУ. Руководит кадровой комиссией начальник отдела по работе с персоналом.

4.3.Члены кадровой комиссии обеспечивают:

- подбор и формирование базы данных сотрудников вуза, которые могут быть рекомендованы к занятию вакантных должностей ППС, АУП и научных работников;

- разработку системы мер для стимулирования повышения квалификации сотрудников КСТУ;

- разработку рекомендаций по процедуре конкурсного отбора на должности ППС, АУП и НР Университета;

- формирование плана повышения квалификации участников кадрового резерва КСТУ на текущий год и  контроль за его реализацией;

- разработка и утверждение индивидуальной программы обучения лиц, включенных в кадровый резерв;

- подготовка и корректировка индивидуальных планов участников кадрового резерва и контроль за выполнением плановых мероприятий;

- подготовка документов по каждому потенциальному участнику, необходимых для работы Кадровой комиссии;

- информирование ректора Университета о состоянии кадрового резерва, планах и результатах деятельности Кадровой комиссии Университета.

4.4.Для обеспечения системной и целенаправленной работы с кадровым резервом, ежегодно в январе месяце формируется план работы с кадровым резервом на текущий год, который утверждается ректора.

4.5. Ежегодно в бюджете Университета в соответствии с Программой  развитии КСТУ предусматривается финансирование деятельности кадрового резерва по следующим направлениям:

- организация повышения квалификации и стажировки работников, включенных в кадровый резерв;

- участие работников, включенных в кадровый резерв в конференциях, в том числе  в международных.

4.6. При появлении вакансий из перечня ключевых должностей в первую очередь рассматриваются кандидаты из кадрового резерва.

4.7. Контроль деятельности кадровой комиссии, а также  оценку эффективности формирования и подготовки кадрового резерва осуществляет Ректор Университета.

 

5. Цели, принципы и этапы формирования кадрового резерва

Перечень ключевых должностей приведен в приложении 1.

5.1. Целью формирования кадрового резерва КСТУ является:

- совершенствование кадровой политики Университета;

- оперативное замещение ключевых должностей за счет внутренних ресурсов университета;

- формирование состава высококвалифицированных управленческих кадров, способных эффективно решать задачи, стоящие перед вузом;

- пополнение профессорско-преподавательского состава КСТУ молодыми преподавателями и научными сотрудниками;

- профессиональный рост и академическое развитие молодых преподавателей и научных работников;

- замещение вакантных административно-управленческих должностей;

- стимулирование активного профессионального роста работников КСТУ и повышения мотивации работников к профессиональному и карьерному росту;

- укрепление корпоративной культуры Университета;

- индивидуальное планирование академической карьеры молодыми преподавателями и научными работниками;

 - привлечение наиболее успешных выпускников вуза к дальнейшей работе в Университете.

5.2. Формирование кадрового резерва осуществляется на основе следующих принципов:

- объективность оценки деловых качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов в кадровый резерв;

- профессионализм и компетентность сотрудников, включенных в кадровый резерв Университета, выполнение ими обязательств перед вузом;

 - создание условий для профессионального роста сотрудников, включенных в кадровый резерв;

- равный доступ и добровольность участия в конкурсе для включения в кадровый резерв;

- открытость в работе с кадровым резервом;

-перспективность кандидата (ориентация на профессиональный рост, образование, возраст, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом);

- добровольности включения и нахождения в составе кадрового резерва;

- гласности информации в организации работы с кадровым резервом.

5.3. Основными этапами по формированию кадрового резерва являются:

- анализ потребности в кадровом резерве, отбор в кадровый резерв (поиск и оценка кандидатов);

- оценка готовности кандидатов, планирование дальнейшей работы с кадровым резервом.

 

6. Формирование кадрового резерва

6.1.Кадровый резерв формируется ежегодно на основе результатов соответствующих отборочных мероприятий, проводимых в Университете, с учетом прогноза текущей и перспективной потребности в персонале.

6.2. Формируются следующие группы кадрового резерва:

- оперативный кадровый резерв- кандидаты, готовые к назначению в настоящее время для временного замещения существующей ключевой должности (формируется по представлению руководителей структурных подразделений) /или это сотрудники, которые уже замещают вышестоящих руководителей и готовы без какого-либо дополнительного обучения занять вышестоящие должности;

перспективный кадровый резерв - кандидаты, имеющие высокий потенциал, но нуждающиеся в дополнительном обучении, которые могут занимать вакантные ключевые должности в долгосрочной перспективе;

 - внешний кадровый резерв формируется на вакантные позиции университета с привлечением кандидатов со стороны. Внешний кадровый резерв формируется в случае, если в университете  имеет место высокая текучесть кадров.

6.3. Требования к кандидату для включения в перспективный кадровый резерв формируются на основе модели компетенций руководителя (приложение 2). Общими для всех кандидатов для включения в перспективный кадровый резерв являются следующие требования:

-высшее профессиональное /или послевузовское образование;

-стаж работы в Университете не менее двух лет;

- владение информационно-коммуникационными технологиями;

- положительные результаты работы в занимаемой должности;

- опыт участия в разработке, принятии, реализации управленческих решений;

- знание и принятие миссии, стратегии, политики Университета;

6.4. Основанием для выдвижения кандидатов в перспективный кадровый резерв является:

- рекомендации ректора, проректоров;

- рекомендации руководителей структурных подразделений;

- рекомендации аттестационных комиссий;

- самовыдвижение в кандидаты.

6.5.Представление (при самовыдвижении - заявление кандидата) на включение в перспективный кадровый резерв оформляется в соответствии с установленной формой и передается в Кадровую комиссию.

6.6. Кадровая комиссия совместно с отделом по работе с персоналом доводят информацию о работе по формированию резерва управленческих кадров, формы заявления и анкеты для кандидатов в резерв управленческих кадров. Отдел кадров направляет руководителям структурных подразделений по корпоративной электронной почте Университета информационное письмо о необходимости предоставления списков кандидатов в резерв.

6.7. Кандидаты для включения в кадровый резерв в течение двух недель со дня выхода объявления представляют в отдел кадров следующие документы:

- личное заявление или представление руководителя (приложения 3, 4);

- цветную фотографию 3х4 (2 шт.);

- собственноручно заполненную и подписанную анкету (Приложение 5);

- рекомендацию (и) в письменной форме;

- иные документы, представленные по желанию соискателя.

6.8. Кадровая комиссия организует работу по проведению оценочных мероприятий, которые могут включать следующие инструменты оценки: структурированное интервью, тест, опрос, анкетирование и т.д.

6.9. Кадровая комиссия изучает материалы, характеризующие кандидата, разрабатывает состав и содержание оценочных мероприятий

6.10. Кадровая комиссия совместно с отделом кадров на основании представлений (заявлений) формирует список кандидатов на включение в кадровый резерв.

6.11. Состав кадрового резерва утверждается приказом ректора.

6.12. Отказ кандидата от участия в оценочных мероприятиях является основанием для отклонения его кандидатуры при формировании кадрового резерва.

 

7. Подготовка перспективного кадрового резерва

7.1. Основной задачей подготовки резерва управленческих кадров является совершенствование у лиц, включенных в резерв управленческих кадров, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для замещения руководящих должностей в Университете.

7.2. Работа с кадровым резервом включает в себя:

- выявление личностных и деловых качеств, необходимых для замещения руководящих должностей;

- формирование и утверждение Программы по подготовке резерва управленческих кадров Университета;

- разработку индивидуальных планов подготовки лиц, включенных в резерв управленческих кадров;

- координацию профессионального обучения и повышения квалификации лиц, состоящих в резерве кадров;

- планирование служебно-профессионального продвижения лиц, подходящих для занятия должности более высокого уровня.

7.3.Для реализации индивидуального подхода в подготовке лица, включенные в кадровый резерв, составляют личный план подготовки (приложение 6).

Личный план подготовки включает в себя конкретные мероприятия по приобретению и закреплению необходимых для будущей работы знаний, умений и навыков. Ответственность за реализацию личного плана подготовки несет лицо, состоящее в кадровом резерве.

7.4. Руководитель структурного подразделения, где работает, или обучается резервист, несет ответственность за создание необходимых условий для выполнения резервистом личного плана подготовки.

7.6.Обучение проводится курсами по повышении квалификации и переподготовки кадров.

7.7.Для формирования организационных и управленческих навыков у работника, включенного в кадровый резерв, руководитель структурного подразделения может привлекать его для выполнения конкретной управленческой работы, в том числе возлагать на него обязанности на время своего отсутствия.

 7.8.Затраты на реализацию проекта «Кадровый резерв» рассматриваются ежегодно бюджетной комиссией при формировании бюджета Университета.

 

8. Контроль работы с перспективным кадровым резервом

8.1. В целях обеспечения контроля, учета и эффективного использования кадрового резерва отдел по работе с персоналом составляет и ведет реестр лиц, включенных в перспективный кадровый резерв.

8.2. Работники, состоящие в перспективном кадровом резерве, исключаются из него в случаях:

- личного заявления об исключении из состава резерва;

- возникновения или установления обстоятельств, препятствующих продолжению нахождения в составе резерва и назначению на руководящую должность;

- привлечения к дисциплинарной ответственности;

- увольнения;

- систематического невыполнения мероприятий, предусмотренных    8.3.Решение об исключении лица из состава перспективного кадрового резерва оформляется приказом ректора.

 

9. Оценка готовности кандидата для включения в перспективный кадровый резерв

9.1. Кадровая комиссия при участии руководителя подразделения оценивает готовности работника, включенного в перспективный кадровый резерв. Порядок проведения оценки готовности работников на планируемую должность и содержание оценочных мероприятий рассматривается Кадровой комиссией и утверждаются ректором.

9.2. По результатам оценочных мероприятий Кадровая комиссия определяет степень готовности работника, включенного в кадровый резерв, и принимает одно из следующих решений:

- работник готов к назначению на планируемую должность;

- работник не готов к назначению на планируемую должность и его следует вывести из состава перспективного кадрового резерва;

- работник не готов к назначению на планируемую должность и следует продолжить его подготовку. 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Перечень ключевых должностей для формирования перспективного кадрового резерва

 

1.     Проректора;

2.     Начальник департамента по финансовым вопросам;

3.     Главный бухгалтер;

4.     Деканы факультета;

5.     Заведующие кафедрами;

6. Руководители структурных подразделений (руководители отделов, руководители структурных подразделений, начальники центров, заведующие секторами)

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2.

 

 МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

 

Кластеры

Компетенции

Определения

1.

Деловые

 компетенции

1.1 Профессионализм

Знает тенденции и закономерности развития образовательных услуг и рынка труда в профессиональной отрасли, осведомлен о действиях конкурентов

 

 

 

Успешно применяет профессиональные знания и опыт для решения научнообразовательных и производственных задач, владеет современными технологиями, в том числе информационными, применяет инновационные методы

 

 

1.2. Ориентация на результат и повышение его качества

Эффективно планирует работу и распределяет ресурсы, устанавливает соответствующие задачи, способы и сроки ее решения, способствующие достижению результата

 

 

 

Устанавливает необходимые формы и способы контроля над процессами, людьми и задачами. Инициирует работу по поддержанию контроля

 

 

 

Достигает поставленной цели, невзирая на трудности, понимает связь своих действий с достижением целей

 

 

 

Имеет высокие внутренние стандарты качества работы; ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели; стремится совершенствоваться, повышать свою результативность и эффективность

 

 

 

результативность и эффективность Устанавливает стандарты качества для себя и других. Следит за производительностью и обеспечением соответствия своей деятельности и деятельности подчиненных стандартам качества

 

 

1.3. Умение делегировать

Распределяет ответственность и полномочия за принятие решений соответствующими подчиненными, обеспечивая необходимую степень мотивации и поддержки для их реализации

 

 

1.4. Установление связей (нацеленность на потребителя образовательных услуг)

Понимает и учитывает потребности каждого потребителя образовательных услуг, следует договоренностям, несет ответственность за взятые перед ним обязательства. Предупреждает потребности потребителя образовательных услуг

 

 

1.5.Принятие решений и решение проблем

Выстраивает долговременные партнерские отношения с коллегами, потребителями образовательных услуг. Эффективно обобщает, структурирует и анализирует необходимую информацию для обоснованного решения проблемы. Принимает рациональные решения и несет за них персональную ответственность

 

 

 

Предупреждает и своевременно решает проблемы, определяет пути их решения, выступает посредником в разрешении конфликтов

2.

Лидерские компетенции

2.1. Управление командой

Привлекает в команду единомышленников, формирует командный дух, позитивное отношение к работе в команде

 

 

 

Учитывает различные точки зрения подчиненных, коллег и руководителей при принятии решений

 

 

 

Применяет различные стили и подходы к управлению, изменяет собственное поведение в зависимости от ситуации для достижения целей

 

 

2.2. Перспективное решение

Имеет видение будущего, формирует концепцию развития, ориентируясь на изменения во внешней и внутренней среде, предупреждает потребности

 

 

 

Инициирует предложения по развитию и улучшению деятельности, в том числе выходящие за рамки прямых обязанностей

 

 

2.3 Инновационность (креативность)

Предлагает новаторские решения поставленных задач, применяет новые, оригинальные подходы, усовершенствованные методы, готов оспаривать традиционную точку зрения

 

 

 

Разрабатывает и внедряет новые и усовершенствованные методы, алгоритмы и технологии для повышения эффективности деятельности

3.

Личностные (индивидуальные) компетенции

3.1 Эмоциональный самоконтроль

Контролирует свое поведение, избегает эмоциональных вспышек и умеет видеть позитивные стороны в отрицательных явлениях Конструктивно относится к критике

 

 

 

Уверенно чувствует себя при взаимодействии с другими людьми

 

 

3.2 Ориентация на развитие

Стремится к самосовершенствованию, саморазвитию, постоянно повышает свою квалификацию, профессиональные знания и навыки

 

 

 

Формирует среду для развития подчиненных, создает условия, располагающие к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности

 

 

3.3 Способность к рефлексии

Умеет критически оценивать себя и делает практические выводы для своей деятельности

 

 

3.4. Межличностное понимание и уважение

Понимает людей и обстоятельства, а также свое воздействие на них. Умеет видеть события и проблемы с позиции окружающих.

 

 

 

Стремится быть полноценным членом команды, вносить вклад в работу, которая не обязательно интересна лично ему; выражает готовность помочь коллегам

 

 

 

Выстраивает продуктивное взаимодействие и корректные отношения с подчиненными, коллегами, потребителями образовательных услуг.

 

 

 

 

 

  

 

 

Приложение 3.

 

 

Ректору КСТУ от_________________________________

__________________________________

(должность)

_________________________________

                    (основное место работы)________________________________

____________________________________

                                                                                                                                 (ФИО.)

 

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

Прошу рассмотреть мою кандидатуру для включения в перспективный  (оперативный) кадровый резерв на должность _________________________________________________________                                                                                                      (наименование должности)

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 Ректору КСТУ от _______________________

 

____________________________________

(должность)

              ____________________________________

____________________________________

 (основное место работы)

                                                                                        ____________________________________

(ФИО.)

 

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 __________________________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 

(должность, наименование структурного подразделения, ученая степень, ученое звание)

 

представляется к включению в перспективный (оперативный) кадровый резерв на должность __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 

(наименование должности)

 

Основания к представлению

(оценка профессиональной деятельности, деловых и моральных качеств кандидата, рекомендуемого для включения в кадровый резерв) _________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________ ______________________

(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

 

_________________________

 (дата подписания)

 

СОГЛАСОВАНО:

______________________________________ ________________________________

(должность работника, включаемого (подпись)                 (расшифровка подписи) в кадровый резерв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

АНКЕТА РЕЗЕРВИСТА

 

ФИО, дата рождения

 

 

«__» _________________г.

 

фото

 

 

 

 

Занимаемая должность

 

Структурное подразделение

 

Ученое звание

 

Ученая степень

 

Е-mail

 

Телефоны

 

Адрес

 

Образование (ВУЗ, год окончания, специальность)

 

Повышение квалификации (место, дата, тема, продолжительность)

 

Переподготовка (место, дата, специальность, продолжительность)

 

Научные труды, изобретения, участие в проектах (перечислить научные труды и изобретения, указать участие или руководство конкретными проектами)

 

Знание иностранных языков (язык, уровень владения)

 

  Владение информационным.технологиями(перечислить навыки и уровень владения)

 

Работа но окончании ВУЗа (дата, должность и наименование организации)

 

Поощрения и награды

 

Претендует на должность

 

Рекомендации (кто рекомендует, должность и контактный телефон)

Необходимо приложить в письменном виде

 

Отзыв о деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

(должность рекомендующего)

 

________________ ______________ _____________________

(дата подписания) (подпись) (расшифровка подписи)

 

 

Решение ректора: __________________________________________________________________________________ (включить в состав резерва, отказать о включении в резерв)

 

____________________________

(дата и номер приказа)

 

 

 Приложение 6.

 

Личный план подготовки работника,

включенного в кадровый резервна 20____ /20____гг.

 

 

Ф.И.О.работника

 

Должность, подразделение

 

 

 1. Карьерные ожидания

 

 

Ожидания сотрудника (до 12 мес.)

Ожидания сотрудника (3-5 лет)

Комментарий руководителя

Изменение сферы ответственности (уровня должности)

 

 

 

 

2. План мероприятий но развитию в текущей должности на 20___ г.

 

Компетенции, требующие развития

Мероприятия по развитию

Сроки

Контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________ _______________ __________________________

(должность работника, включенного(подпись) (расшифровка подписи)

в кадровый резерв)

 

СОГЛАСОВАНО:

_______________________________      ________________ _________________________ (должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

 

Заключение по результатам выполнения общего плана подготовки за _______ год: ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

 

Решение ректора: ____________________________________________________________________________ _____________ ____________ _________________________ (дата)(подпись) (расшифровка подписи)

 

ВНЕСЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО:

 

Первый проректор _________________________________________________________

 

Проректор по УМР__________________________________________________________

 

Проректор по воспит.работе и связям с обществ.________________________________

 

Начальник отдела по раб.с персон. ____________________________________________

 

Юрист _____________________________________________________________________

 

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

№ п/п

Должность

Ф. И.О.

Дата

Подпись